воскресенье, 18 марта 2012 г.

Почувствуй Восток




      С наступлением сумерек тысячи жителей старинных кварталов Дамаска,
      Бейрута, Багдада, Аммана и многих других больших и малых городов Ближнего Востока направляются в салоны покурить кальян, или по-арабски - наргилю. Преимущественно это степенные пожилые мужчины. На головах мелькают темно-красные фески со свисающими кистями - мода, пришедшая из ХIХ века. 
      Усевшись возле маленьких столиков - тарабез, они оживленно беседуют на самые различные темы. Как водится, начинают с политики, а заканчивают сексом - темой, остающейся актуальной до глубокой старости. Настроение у посетителей салона благодушное: кальян умиротворяет. Прикладываясь к мундштуку, люди рассказывают последние анекдоты и смешные случаи, играют в нарды. Время от времени на столики подается горький кофе или крепкий чай. 

      А что-то давненько не видел я Абу Джамиля, не помер ли? - вдруг возьмет да и спросит кто-нибудь громким голосом. На минуту зал замрет, разговоры прекратятся, люди посмотрят вокруг, а затем прозвучит столь обычная для арабов философская фраза: "Все в руках Аллаха. Ходи!" И снова раздастся перестук падающих на инкрустированные доски игральных костей. Жизнь продолжится. 

      Жители городов Персидского залива не так давно переняли у своих северных собратьев этот обычай: курить в салонах кальян. Но если в Машрике - центре арабского мира - посещение мужских заведений общедоступно, то здесь это прерогатива элитного общества. Точнее, пустить-то вас пустят, но вы так и останетесь чужаком в компании. Приходить в салон следует с завсегдадатаем, который представит вас товариществу и как бы поручится за вас. 

      Курительные залы, а их численность только в Абу-Даби с 1997 года выросла с 19 до 420, размещаются в помещениях, стилизованных под большие палатки бедуинов. Все застлано коврами, даже столы. Посетители и официанты в национальных одеждах - впечатление такое, будто вы оказались в какой-то другой эпохе. 

      А теперь о технологии, которая шлифовалась на протяжении веков. Вам скажут: наберите побольше воздуха и, взяв в рот длинный мундштук, затянитесь до бульканья. Если жидкость в водном фильтре зашумит, значит, процесс пошел. По телу разольется приятная дрожь, переходящая в истому. Это и есть классический кайф! 

      Не спешите двигаться, привыкните к легкому дурману. Расслабтесь. А потом попробуйте табак с яблочным или вишневым цветом или апельсиновым ароматом. И вы, наконец, поймете, что такое Восток. Это осознание, что самое важное в жизни - внутреннее спокойствие, а все остальное суета сует. 

      Ну разве можно сравнить наргилю с сигаретой? Курево для нервных, психически неуравновешенных людей, вечно спешащих непонятно куда, - считает завсегдатай салона "Сейран" Махмуд Аль Саид. - Наргиля - это философия, целый мир. Но постигнуть его по-настоящему можно только в хорошей компании, основа которой - мужское братство и человеческое достоинство. 

      Хотя кальян первыми завели турки-османы, арабы считают его своей национальной традицией. И в современных семьях "шишу" (так звучит наргиля на диалекте) подают гостям после фруктов к чаю и кофе. Причем курят и мужчины, и жещины, дают побаловаться даже детям. Правда, медики по этому поводу бьют тревогу: "Мы творим преступление: убиваем себя и своих детей. Арабы вымирают". 

      По мнению главы департамента планирования семьи министерства здравоохранения Объедиенных Арабских Эмиратов Юнеса аль- Амири, "длинным, ленивым вечеринкам пора положить конец". И действительно, в Шардже и Рас-эль-Хайме местные власти закрыли салоны с наргилей, в Абу-Даби и Дубае повесили таблички "Вход до 18 лет воспрещен". 

      И все же кальян, наргилю, шишу не искоренить. Это признают сами активисты движения за здоровый образ жизни. Один из них - Салем Мисмар - считает, что все упирается в домашнее воспитание. Если можно скрыть от детей пачку сигарет, то наполненный водой сосуд с длинной трубкой, переходящей в шланг, в карман не засунуть. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий